Запись

[КРАЙ] Телесность в нарративном подходе (Елена Гребенюк)

Тема в разделе "Курсы по психологии и личностному развитию"

Цена:
16000 руб
Взнос:
435 руб
Организатор:
Lucky man

Список участников складчины:

1. Lucky man
open
2
Записаться
  1. Lucky man Организатор складчин

    [КРАЙ] Телесность в нарративном подходе (Елена Гребенюк)

    [​IMG]

    Мы рассмотрим с разных сторон, каким образом телесное вплетено в нашу практику в нарративном подходе, опираясь как на работы нарративных терапевтов (создателей подхода и современных авторов), так и на более широкий интеллектуальный контекст - социологию, антропологию, философию.
    Полтора года назад я проводила лекционный Скрытый текст. Доступен только зарегистрированным пользователям.Нажмите, чтобы раскрыть... на эту тему. Это - его обновленная, более неторопливая и практическая версия: на каждой встрече будет предложена одна концептуальная модель и вариант её приложения, время для практики. Все они будут представлять собой аспекты одного и того же видения телесности / терапевтической позиции.

    Программа:
    1 Настраиваем оптику: какое место занимает телесность в работе в нарративном подходе?
    На первой встрече мы рассмотрим критику нарративного подхода и дискуссии относительно того, какое место тело и эмоции занимают в нашей работе. И всё это для того, чтобы уточнить и артикулировать: как же всё-таки мы смотрим на телесность, какую мировоззренческую и этическую позицию занимаем по отношению к ней? В чём эта позиция может выражаться на практике? С чем сверяться?

    2 Нарратив и перформанс
    Метафора перформанса, перформативности - позволяет включить и телесное, и смысловое измерение. Мы коснемся категории становления в постструктуралистской философии; перформативности Дж. Батлер, которая подразумевает повторяемость, цитатность. Тело - как процесс; как включенность в разнообразные практики. Проблемная и предпочитаемая история как перформативные: разворачивающиеся в теле, во времени, в отношениях. Как это подчеркнуть? Экстернализация подразумевает, что проблема (тело болезни) не равна телу человека: как это? Как из будущего срежиссировать перформанс в настоящем и наоборот?

    3 Язык и телесность
    Зачастую для того, чтобы описать телесность (свою и другого), у нас не хватает языка. Скудный словарь ведет к недостаточному различению. Телесные практики могут предложить свои способы его пополнить (с известной осторожностью; наименование - акт власти). Вообще, наименование, "naming" - важный этап нарративной практики; в этом есть некоторое сходство с двигательными практиками, когда мы переходим от объема опыта к собиранию в слове, образе и смысловом измерении. Наречение именем - это ещё и в каком-то смысле магический момент. Поразмышляем над этими вопросами.

    4 Телесность и политика
    Политика (как с большой, так и с маленькой "п") всегда интересуется телом. В теоретической части мы, конечно, вспомним здесь снова Фуко; а также Бурдье; поговорим немного про гендер и критику "неолиберального" подхода к телу. Меняя отдельно взятую человеческую телесность, мы трогаем нити многих социальных связей, и в том числе отношений власти, делая тело более встроенным в одни траектории, и более свободным от иных.

    5 Множественная телесность
    Философ Аннмари Мол в своей работе показывает, что даже в медицине сведение разнообразных процессов в единый объект под названием "тело" - это большой труд. В нарративном подходе представлениям о полиисторичности соответствует представление о множественной телесности (embodied resistance M Guilfoyle, somatic coexistence Percy&Pare, imaginary body m polanco). Это может помочь, например, в работе с ответами на насилие и травму: в многообразии того, что зовётся телом, всегда со-существует ответ, движение, новое качество, решение. И шире - в работе с любыми изменениями - эта модель может быть полезна.

    6 Распределенная телесность
    У тела есть ясная граница: кожа. И в то же время тело можно увидеть как незамкнутое - находящееся в отношениях с пространством, объектами, технологиями, другими телами (человеческими и нечеловеческими). Проживаемые изменения выходят за пределы тела и могут быть инициированы из разных точек.

    7 Телесность и воображение
    Образ, воображение - ещё один модус, в котором телесные и смысловые реальности тесно связаны. Кроме того, здесь они освобождены от повседневного восприятия. Какой может быть работа на стыке нарративного подхода, движения и творчества? Как естественно-научные модели могут стать основой для воображения?

    8 Работа в различных форматах и резюме курса.
    От движения к разговору и от разговора к движению; индивидуальная и групповая работа; подведение итогов, празднование завершения и Рождества.

    Обо мне и почему я, Елена Гребенюк, веду этот курс:
    С 2012 года я изучала и практиковала параллельно нарративный подход и различные подходы, работающие с "телом" (там много разных школ; я училась методам танцевально-двигательной терапии и затем более прицельно - соматике и аутентичному движению. Соматика - это собирательное название для подходов, работающих с вниманием и внутренним восприятием тела, в моем случае это были подходы BMC / IBMT). Кроме того, я интересовалась современным танцем и перформансом (одно время танцевала контактную импровизацию - это своего рода постмодернистский танец, деконструировавший в танце все, что можно было). Часть этих подходов выросла из классической психотерапии (психоанализа, аналитической психологии и т.п.), из соединения их с модернистскими и авангардными формами танца; другая часть больше сфокусирована на самом движении и черпает вдохновение из анатомии, кинезиологии, эмбриологии и т.п.; некоторые подходы соседствуют с духовными практиками.
    Всё это время мне было интересно создать логичную и ясную методологию, которая включала бы и мировоззрение нарративного подхода, и движение с телесным осознаванием. В последнее время ряд авторов, работающих в нарративном подходе, уделяет внимание этому вопросу. Мне захотелось тоже суммировать свой опыт и знания и поделиться ими.

    Скрытый текст. Доступен только зарегистрированным пользователям.Нажмите, чтобы раскрыть...
     
  2. Похожие складчины
    Загрузка...
Наверх